Заучивание стихов на основе картинно-графических схем особенно актуально для детей с речевыми нарушениями, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания, низкой активностью отсроченного воспроизведения, отстают в развитии наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.
У детей дошкольного возраста наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Для детей данной категории свойственна исключительная фотографичность. Память дошкольников с нарушениями речи устроена таким образом, что в ней крепче фиксируются зрительные образы. Следовательно, наглядный материал усваивается лучше вербального. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Чтобы дети не теряли интерес к стихотворению, попросите рассказать стихотворение тихо или громко, шепотом, меняя интонацию. Многократные повторения способствуют более прочному запоминанию. После нескольких повторов дети способны рассказать стихотворение без вспомогательных элементов. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение
Использование иллюстраций на занятиях позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать вербальную информацию. Многолетний опыт работы позволил накопить и систематизировать для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) целую серию стихов. Для большей эффективности была проведена классификация их с учётом лексических тем и подобран картинно-графический материал, используемый в качестве зрительных опор. Отбирая стихи для заучивания, учитывался девиз японского ученого Масару Ибука: «Стихи должны воспитывать в ребёнке благородные чувства, были изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнили» . В отобранных стихах строки понятны и нравятся детям, так как они чаще весёлые, насыщены действиями и событиями, в них живой язык, весёлые картинки, простые рифмы и позитивный настрой. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым — приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
Особого внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха, так как в основе освоения ребенком речи значительное место занимают именно ритм и рифма. В связи с этим повышенное внимание уделяется умению подбирать рифмованные слова, улавливать ритмическое созвучие стихотворных строк, развитию фонематического слуха, что в свою очередь позволяет детям дошкольного возраста воспроизводить стихотворные тексты с большей продуктивностью. Как известно, картинка позволяет ребенку, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживать последовательность событий. В результате специальных игр у детей данной категории активизируется словарь по лексическим темам, развивается восприятие, внимание, память, воображение, формируется умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений.
Дети младшего и среднего дошкольного возраста быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. Дети старшего дошкольного возраста запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) даже с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст. Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности.
Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем основывается на установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Т. е. содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с нарушениями речи. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
При заучивании стихов на более поздних этапах необходимо подбирать стихотворение, кодируя его при помощи символов, выразительно прочитывая и по ходу чтения изображая текст. Такой прием запоминания стихов называется «рисованием стихотворения». Стихотворный текст кодируется с помощью рисунков-символов. Педагог проговаривает строчку из стихотворения и одновременно рисует картинку-символ. Затем текст воспроизводится педагогом и детьми с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию.
Дети старшего дошкольного возраста «шифруют» стихотворения совместно с педагогом. На последующих этапах работы старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с педагогом. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное .
Существует несколько методов знакомства с картинно-графической схемой стихотворения.
Первый метод: Сначала выразительно и эмоционально педагог читает текст стихотворения, что важно для получения целостного впечатления и понимания произведения. Затем проводится беседа об услышанном и задаются вопросы. Поскольку память воспринимает информацию блоками, то все стихотворение лучше разбить на части, если возможно, на смысловые. Демонстрируются картинно-графические схемы и параллельно воспроизводится текст стихотворения. Текст воспроизводится еще раз, затем дети договаривают за педагогом окончание каждой строчки, воспроизводят текст по цепочке. После каждой выученной строчки или четверостишия добавляется еще по одной. Когда выучены все части, стихотворение воспроизводится целиком.
Второй метод: Отличается тем, что сначала детям демонстрируются картинки и дается время их рассмотреть. Проводится беседа, о чем может быть стихотворение. Затем педагог выразительно воспроизводит стихотворение. Заучивание осуществляется по описанной выше методике.
Третий метод: Детям предлагаются картинки в произвольном порядке. Педагог выразительно читает стихотворение, и просит собрать картинки последовательно. Для этого, иногда, стихотворение приходится читать несколько раз. Затем проводится беседа по содержанию и заучивание стихотворения по рассмотренной методике.
Четвертый метод: Педагог знакомит детей с текстом стихотворения. Затем во время воспроизведения стихотворения педагогом дети подбирают или зарисовывают элементы картинно-графической схемы. Заучивание стихотворения по самостоятельно составленной детьми схеме осуществляется аналогичным образом.
Заучивание стихов с опорой на картинно-графические схемы активно развивает понимание текста детьми с нарушениями речи, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти и развития речи.
Литература:
Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина — М., 2000. Алябьева, Е. А. Как научить ребенка запоминать стихи / Е. А.Алябьева. –М., 2010. Бурачевская, О. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов / О. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 82–85. Васюкова, Н. Е. Учим стихи по картинкам. Хорошая память и дикция / Н. Е. Васюкова. — М., 2007. Житникова, Л. М. Учите детей запоминать / Л. М. Житникова. — М., 1985.