МАДОУ Детский сад №62 «Золотая рыбка» группа компенсирующей направленности №10 город Балаково Саратовская область. Учитель-логопед: Пажбекова Юлия Владимировна

Особенности нравственного воспитания младших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры.

 Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Одним из самых важных и распространенных средств нравственного воспитания детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра ( т.к. именно игровая деятельность является ведущим видом деятельности у детей данного возраста).

  Проблемы изучения нравственного развития и воспитания личности существуют и по сегодняшний день, что подтверждает актуальность исследуемой проблемы, успешному решению которой,  способствует рассмотрение данного вопроса  с целью анализа различных его подходов, подтверждающих то, что на нравственное развитие  ребёнка оказывают влияние не только наследственные и социальные факторы, индивидуальные и возрастные особенности, но  и воспитательное воздействие, различные виды деятельности.

  Дошкольный возраст, безусловно, является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется при использовании определенных методов и средств. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет педагогу успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.

Для получения доказательств  того, что сюжетно-ролевая игра оказывает благоприятное воздействие на нравственное воспитание младших дошкольников, было проведено педагогическое исследование с использованием таких методов, как: наблюдения за процессом протекания сюжетно-ролевой игры младших дошкольников,  беседы с детьми о сюжетно-ролевых играх, а также психолого-педагогические эксперименты констатирующего, формирующего и контрольного характера,  качественная и количественная обработка их результатов с целью выявления роли сюжетно-ролевой игры в нравственном развитии и воспитании детей младшей группы детского сада, определения условий эффективности влияния игры на личность младшего дошкольника, изучение взаимосвязи уровня нравственного развития и разнообразия детских сюжетно-ролевых игр.

С целью исследования, связи уровня нравственного развития детей младшего дошкольного возраста с творческой игровой деятельностью использовались методика определения уровня нравственного развития ребенка «Изучение проявления помощи, сочувствия другому человеку», авторами которой являются Г. Урунтаева и С. Афонькина, а также  методика проведения игр по нравственному развитию дошкольника, разработанная Е. Смирновой. В целях изучение проявлений помощи, сочувствия другому человеку была использована методика, взятая из пособия Г. Урунтаевой, С. Афонькиной «Психолого-педагогический практикум по дошкольной педагогике».

 При сопоставлении результатов проведённого нами педагогического исследования можно утвердительно заключить, что уровень нравственного развития дошкольников зависит от ряда условий, которые необходимо соблюдать. Основываясь на проведенные  исследования, мы выявили, что именно в игре можно повысить уровень нравственного развития дошкольников, сформировать у него основные нравственные нормы. Как показал эксперимент, для эффективного воздействия на ребенка необходимо создавать определённые условия при использовании специальных игр, а также уделять должное внимание месту игры в процессе жизнедеятельности ребенка в ДОУ и правильно определять  место игры как формы организации жизни и деятельности детей в режимном  распорядке дня.

Постоянное использование в учебно-воспитательном процессе методик по нравственному развитию в игре позволяет развивать не только нравственную сторону ребенка, но и формировать всесторонне развитую личность.

Итак, в результате проведённого педагогического исследования можно сформулировать некоторые выводы.

Во-первых, сюжетно-ролевая игра является одним из эффективных средств нравственного воспитания младших дошкольников;

Во-вторых, развитие сюжетно-ролевых игр дошкольников группы будет более успешным при следующих условиях:

- если воспитатель будет активно использовать разнообразные формы и методы работы по обогащению представлений детей об окружающем мире;

- если воспитатель будет обогащать, имеющиеся у детей знания об окружающем мире;

- если воспитатель будет обучать детей применять, имеющиеся у детей знания об окружающем мире в процессе сюжетно-ролевой игры.

В-третьих, высокий уровень нравственного развития можно достичь при соблюдении ряда таких условий, как:

- правильная организация и руководство игрой;

- многообразие детских игр;

- использование специальных игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников.

Исходя из этого, очень важно уделять внимание руководящей роли педагога в организации и развертывании творческих сюжетно-ролевых игр, а также в совершенствовании методики воспитательного воздействия игровой деятельности на нравственное становление личности дошкольника.

6 сентября 2015 в 15:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.